Министерство просвещения Российской Федерации

МБУ ДО г. Мурманска Центр профессиональной ориентации "ПрофСтарт"

г. Мурманск, ул. Адмирала флота Лобова, д. 18

Телефон

8(8152) 22-17-93

Факс 8(8152) 22-17-93

Эл. почта upkmuk@mail.ru

РЕКОРД ПРЕДПРИЯТИЯ – РЕКОРД ДОКЕРА. ЧТО ВАЖНО В ПРОФЕССИИ ДОКЕРА – МЕХАНИЗАТОРА?

Каждый житель Мурманска знает, что Мурманский морской торговый порт – старший брат нашего города. 1 сентября 1915 года  к пристани  ошвартовался первый пароход «Drott», доставивший из Нью-Йорка железнодорожные рельсы и стрелки. Этот день считается Днем рождения Мурманского морского торгового порта. Порту всего 105 лет! И за этот век он вырос до самого большого градообразующего предприятия! Порт занимает четвёртое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге). Мы часто слышим из местных новостей о рекордах портовиков и их новых достижениях. Так кто же они такие, работники, чьими силами устанавливаются новые рекорды?

Мы решили познакомится с одним из них и пригласили на разговор докера – механизатора УКБ 30 ММТП Снетова Алексея Николаевича.

 

Наша встреча состоялась в сквере Портовиков на Портовом проезде. Мы, ожидая встречи со своим собеседником,  рассматривали фотографии на информационных стендах.

- Здравствуйте, подружки, - приветливо обратился к нам Алексей Николаевич.

- День добрый, Алексей Николаевич, - ответили мы и предложили пройтись по скверу.

 

Наш собеседник прокомментировал несколько фотографий, и мы начали интервью.

- Алексей Николаевич, скажите, пожалуйста, портовик, кто он?

- Портовиком называют работника порта. А трудятся в порту люди многих специальностей. Стивидоры, тальманы, крановщики, механики. Но самым важным звеном всей цепи портовских профессий является докер, докер – механизатор, если быть точным.

 

- А почему «механизатор»?

- Докер-механизатор – это человек, который обеспечивает погрузочно-разгрузочные работы в порту и на грузовых судах. Вообще, это достаточно большой профессионал. Докер может швартовать суда, стропить грузы – значит крепить специальные тросы на грузе, работать на погрузчиках и другой специальной технике различной грузоподъемности.

 

- Вы перечислили много того, чем занимается докер – механизатор в порту. Какими же он должен обладать навыками, чтобы совмещать в одной профессии столько всего?

- Думаю, главное – умение работать в команде, потому что нельзя достичь высоких показателей производительности труда без «командного духа».

 

- Сколько лет Вы уже являетесь частью команды?

- Уже больше двадцати пяти лет.

 

- Как Вы принимали решение о выборе профессии?

- Интересный вопрос! Если быть честным, то я не сразу стал докером – механизатором. В школе я учился хорошо, и  родители надеялись, что я после экзаменов буду поступать в институт на факультет, связанный с физикой и механикой. Но мои планы немного изменились. Я выбрал себе дорогу не научного сотрудника в белом халате, а не менее точную профессию сварщика. На выбор профессии повлияло то, что сварщик – почти хирург, но только специалист не по человеку, а по металлу. А мне всегда интересен был металл и всё, что с ним связано.

 

- Если Вы по профессии сварщик, то как стали докером?

           - Как я вам уже говорил, докер – механизатор – человек – мастер на все руки. На погрузочно-разгрузочных работах выполняет погрузку, выгрузку и перегрузку всех видов грузов на суда, в вагоны, автомобили и другой подвижной состав с применением кранов, электропогрузчиков, лебедок или по – научному, тельферов, грузовых лифтов и других механизмов. Всему этому невозможно научиться за 3-4 года. Люди нашей профессии становятся докерами постепенно, осваивая то одно, то другое. Приведу вам такой пример своих обязанностей: подкатка вагонов в процессе работы, открывание и закрывание люков, бортов, дверей подвижного состава. Этому можно научиться только в процессе работы! Я сначала работал в порту по специальности. Занимался сваркой. Попутно обучался в нашем портовском учебно – курсовом комбинате, приобретая новые навыки и умения, например, выбора необходимых стропов в соответствии с массой и размером перемещаемого груза. Постепенно я освоил и очистку подвижного состава после произведенной выгрузки груза.

 

Алексей Николаевич на секунду остановился и обратил внимание на нас. Мы пребывали под впечатлением, поэтому не сразу сообразили, что надо ответить.

- Знаете, как это по – простому у людей называется? - в эту секунду он, улыбаясь, смотрел на нас и, не дождавшись ответа, раскрыл «секрет» сам, - подметание!

 

Мы были удивлены.

-  А зачем же вагоны - то подметать? - спросила одна из нас.

- Ну, во - первых, даже в вагонах должно быть чисто, а во - вторых – уголь – это важный энергетический ресурс, и нельзя  «выбрасывать» даже мельчайшие угольные крохи! Каждый маленький кусочек угля может стать частью новой тонны, которую люди используют по назначению. Да и с экологической точки зрения это нужно делать вовремя, чтобы ничего лишнего не попадало в окружающую среду.

 

- Получается, что всё, что вы перечислили, требует от Вас колоссальной физической силы?

- Физического труда в этой профессии достаточно: это и швартовка судов, когда нужно таскать тяжеленные швартовые концы по причалу, погрузка грузовой оснастки, крепление груза на судне и еще много другого. Вы ещё тот факт имейте ввиду, что мы всегда трудимся на улице – в любое время года и в любую погоду! Конечно, силы нужны!

 

- А здоровье? Как ваш нелёгкий труд влияет на здоровье?

- А что здоровье? Мне кажется, мы, докера, народ крепкий! Нет, ну, бывает, конечно, как у всех людей, голова или живот, предположим, болит, а так, чтобы как – то негативно влиять – конечно, нет. Круглый год на свежем воздухе закаляет и заряжает энергией!

 

- Как вы считаете, в будущем труд докера – механизатора будет востребован или его смогут заменить роботы?

- Роботы, конечно, облегчают труд людей, но заменить человека они не смогут никогда, потому что не могут думать так быстро и правильно, как это делает человек. А ситуации разные бывают. Роботы ведь - это компьютеры, по сути дела, действуют по алгоритму, а в нашей работе алгоритм только один – последовательность действий! Да, робот, может и сможет, например,  подмести, но качественной такую уборку будет назвать нельзя. Потребность в угле будет ещё очень долго нужна, значит, и работа наша тоже будет нужна.

 

- Кому Вы могли бы посоветовать заниматься тем же, чем и Вы?

- Отвечу на этот вопрос так. В любом деле нужно внимание, ответственность и понимание того, зачем ты здесь работаешь! Ошибочно некоторые полагают, что физический труд не требует умственных затрат. Всегда нужно думать! В нашем деле это также важно, как и в любом другом. Если человек не боится тяжелого физического труда, он умеет работать в команде, он легко обучаем, то ему можно быть докером – механизатором. Конечно, поначалу будет трудно. Потом втянется. И, я так думаю, что это точно не женская профессия! Уж очень много в этой профессии именно тяжёлого физического труда, который даже очень сильной физически женщине не придётся по вкусу.

 

- А Вам когда – нибудь хотелось поменять работу?

- Нет, никогда! Меня всё устраивало раньше, устраивает и сейчас. Работа стабильная и интересная! Свои знания о том, как надо производить сварку, я дополнил знаниями о кранах, погрузчиках, сортах угля и особенностях его переработки! В нашей профессии ты тоже постоянно совершенствуешься. Заработок меня тоже вполне устраивает.

 

- Что  касается обогащения знаниями, так это точно. Благодаря Вам мы сегодня узнали о существовании таких профессий как тальман и стивидор. Вы не могли бы вкратце рассказать, что это за профессии?

- Стивидор отвечает за погрузочно-разгрузочные работы в порту. Он руководит операциями по погрузке  судов в порту. Стивидор, это безусловно, высококлассный специалист, который должен знать все нюансы погрузочных работ. Он работает в тесном контакте с нами, докерами-механизаторами. Его задача максимально быстро обеспечить весь процесс погрузки судна в порту. И при этом не забыть про правила безопасности. Стивидор – мужская профессия, а вот тальман – женская. Тальман -  это лицо, которое отвечает за учет и подсчёт грузов. Произошло от английского слова  tally -подсчет, считать и man -человек.

 

- А название Вашей профессии тоже откуда – то произошло?

Есть версия, что слово «докер» производное от английского слова  dock (док), к которому добавили буквы er, по аналогии drive + er, teach + er и т.д. Первоначально - рабочий дока, ну а потом и порта.

 

Наш собеседник оказался не только прекрасным докером – механизатором, но и прекрасным рассказчиком! Мы слушали его с большим удовольствием и всё, о чём он говорил, представляли себе, пытаясь мысленно переместиться за оградительные щиты.

 

Закончив с версией происхождения названия профессии, Алексей Николаевич спросил, понравилось ли нам его слушать. «Алексей Николаевич, - сказали мы почти в один голос, - это была невероятно интересная встреча! Спасибо Вам огромное! Мы очень много нового узнали о портовиках!»

 

 Самое главное, мы ещё раз убедились в том, что Мурманск – город сильных и мужественных людей, которые любят его  и заботятся о нём так, как мы даже представить себе не могли! Алексей Николаевич подарил на память о нашей встрече магнит с изображением судна в Мурманском морском торговом порту и спросил: «Придёте работать в команду?» «Надо обдумать. Есть над чем поразмышлять», - сказали мы, прощаясь, а через пару минут после разговора мы уже точно для себя решили, что хотим стать частью команды ММТП!

Наверх